paperback ВОСПОМИНАНИЯ МОЛОДОГО БРОКЕРА О МОЛОДОСТИ ФОНДОВОГО РЫНКА  
  "Хотел стреляться, да передумал"  
-3-

1.Явка переносится
в пивную. Пароль:
“Брокер Джон”


2.Плюс
“Жигули”,
минус “Мерседес”

3.- За чем очередь?
- За небом в алмазах!
 
За чем очередь?
- За небом в алмазах!

Но вернемся в мир акций. Романтизм первопроходцев таял, фондовый рынок уже становился способен принести большие барыши, а значит от посиделок в баре необходимо было переходить к более активным действиям. Первым звонком было пришествие ЧИФов. От схемы "посмотри какая производственная программа - гони денежки" они перешли к схеме "посмотри какая реклама - гони ваучер". Я думаю многие уже и не вспомнят те чековые фонды, реклама которых, казалось навечно въелась в наше сознание, ан нет осталась только горечь от бесцельно вложенного ваучера. Устанавливался новый стандарт, чем больше средств (либо ваучеров) необходимо было привлечь, тем больше средств на рекламу надо было потратить. "Золотое сечение" обычно составляло 3 : 10, реже меньше. И конечно классиком в этом стал всем ныне известный, и даже в лицо, Сергей Пантелеевич Мавроди.

Чего я никак не ожидал, так это того, что кооператив МММ окажет такое колоссальное влияние на развитие рынка ценных бумаг. МММ тогда знали все, что впрочем находило свое отражение и в их рекламных лозунгах, но на фондовом рынке он стоял где-то во втором, третьем эшелоне. Представители его регулярно участвовали в торгах на МЦФБ, но сделок никогда не заключали. Как они сами говорили, прав на заключение сделок у них нет, а все договора подписывает лично Мавроди. Фамилия эта была мне незнакома, но знающие люди утверждали, что Мавроди якобы был одним из крупнейших оптовиков на рынке видеокассет. Знаменитая ныне Варшавка 26 ничем особенным не выделялась, на втором этаже, который позднее посещал Леонид Голубков, был магазин торговавший ширпотребом по достаточно низким ценам. Сам фондовый отдел МММ располагался в 10ти метровой темной комнатенке, все убранство которой состояло из потрепанных конторских столов, компьютера, да электрического чайника. Начальником фондового отдела был тогда господин Бычков, получивший впоследствии "награду от короля Бельгии" как глава ЧИФ "МММ", после чего стал отрицать тесную связь с холдингом МММ. Работали они слишком медленно даже по тогдашним меркам, что впрочем не являлось исключительно их виной: каждый свой шаг они обязательно согласовывали наверху. Тогда Мавроди представлялся кем - то вроде Гудвина "великого и ужасного", который прятался в темных коридорах Варшавки 26.

После потока рекламы ЧИФов стало ясно, что либо эмитенты приспособятся к новым правилам игры, либо наступит полный паралич. Паралич как известно не наступил, эмитенты точно уловили народные чаяния: любовь к обещаниям и приобщенность к нефти, золоту, алмазам или на худой конец к недвижимости. Все последующие выпуски различных акций были сориентированы именно на перечисленные "пороки". Названия были вполне под стать, а апофеозом "порочности" я считаю "НефтьАлмазИнвест" - нефть и алмазы и дивиденды в придачу. Становилось ясно, что брокерам первой волны здесь ловить нечего, курсовая стоимость новых бумаг регулировалась из "центра", "старых" добрых эмитентов никто брать уже не хотел, торговля велась крайне упрощенными методами, а вторичный рынок был просто не нужен, да и вреден он был для "новых". Пришлось бывшим "Джонам" идти кому куда, в основном конечно на ваучеры, а кому и в услужение к "новым эмитентам", придумывать для них законные способы отъема денежных средств у населения с использованием ценных бумаг. Так прошел 1993 год, рынок ваучеров рос, дилеры формировали свои первые "тонны", брали ваучеры в траст у ЧИФов. Население вновь с охотой отдавало свои денежки за обещания нефти, золота. алмазов и квартир. В очереди в "НефтьАлмазИнвест", я даже как-то раз видел священника со всей семьей, даже он не устоял пред радужными картинами. Но все же существующая законодательная база по фондовому рынку не давала возможности производить сбор средств во всероссийском масштабе. Необходимо было подправить слегка закон, найти в нем лазейки и они были найдены. Конец 1993 года ознаменовался ажиотажем вокруг новых, теперь уже "предъявительских" ценных бумагах. На самом деле свидетельства о депонировании акций на предъявителя не были ценными бумагами, но слово "акция" столь выделялось, что на прочие мелочи покупатель не обращал внимания. Именно покупатель, а не инвестор. Первыми предъявительскими были как известно бумаги "Автомобильного альянса" - машина, как оказалось также оказалась весьма привлекательным "пороком". В Манеж на морозе стояли очереди, пожалуй длиннее чем на Глазунова. Внутри посетителю открывался чудесный вид: зал, окруженный по периметру бесчисленными кассовыми кабинками, с молоденькими кассиршами, споро принимавших деньги и ваучеры, в обмен на бумаги отпечатанные в Швейцарии и снабженные портретами выдающихся заводчиков прошлого. В центре зала находились несколько консультантов, с богатым опытом пропагандистской работы : "если вы такой умный, то идите в кассу, или я приглашу охрану". Действительно, охрана была внушительной, вредных дискуссий о сравнительных доходностях финансовых инструментов не допускала. Впервые все было подчинено получению максимального дохода. Договора продажи не заключались, даже чек не давали. До чего дошел фондовый рынок, - подумалось мне тогда, - полная деградация. Но я ошибался, закон пока худо - бедно уважался, а при размещении бумаг "АВВА", даже использовались довольно оригинальные схемы по отсечению эмиссионного дохода, все это оставляло надежды на лучшее.

Но прецедент был создан, "новые эмитенты" не стояли на месте, да и двигатель торговли - реклама пока ни как не была ограничена. Поэтому, когда никому не известная дикторша известила о том, что "по итогам 1993 года АООТ "МММ" выплатило 1000% годовых" стало ясно: в новом году будет жарко.

к началу

 
     
paperback ©Алексей Виноградов 1996, ©PaperBack 1998  
Hosted by uCoz